Летние шины б/у - можно ли покупать?
Летние шины б/у - купить?... или нет?
Отпуск, лето, шины, а бюджет отпуска уже трещит по швам – что может быть общего между словами?
Лето, кто же не любит море, воздух, пляж или просто лес и природу вокруг?
Кто не мечтает хотя бы в выходные дни успеть отдохнуть, поваляться на травке, позагорать с подружкой, приготовить шашлык, поехать на рыбалку?...
Да таких среди автомобилистов нет, в этом я уверен. Все хотят и любят отдыхать!
К чему все это? – хочется напомнить о том, что безопасно и быстро можно доехать до места отдыха только на исправном автомобиле, шины которого играют в этом не последнюю роль, а, зачастую, первую.
Статья специально подготовлена к сезону отпусков и массовой миграции в южный регион городских жителей. Ведь именно в эти дни многие начинают обращать пристальное внимание на состояние летних шин своих железных друзей. Я хочу затронуть одну важную тему для многих – покупку б/у летних шин (это же можно отнести и к зимним).
Работая в шинном бизнесе уже более 10 лет, столкнулся с тем, что многие автолюбители часто приобретают б/у летние автошины с остаточной высотой протектора менее 5,5 мм. Этому моменту решил уделить особое внимание, ведь это безопасность, прежде всего водителя и близких ему людей! Итак, почему не стоит покупать б/у шины:
1) Б/у шина, даже премиум класса, имеющая остаточную высоту протектора менее 6 мм, не может обладать характеристиками новой шины, по своими сцепным свойствам она будет уступать своим новым, даже менее именитым, конкурентам. Особенно это будет заметно на мокром асфальте в дождь. Помните, что высота протектора летних шин в дождливую погоду играет важнейшую роль! Чем выше протектор, тем большая производительность водоотводящих каналов и тем позже наступит аквапланирование. Шины с малой высотой протектора имеют минимум на 30-40% худший скоростной предел. А уж если у летних шин высота протектора менее 4 мм, то в дождливую погоду лучше значительно снизить темп езды, особенно в поворотах, когда потеря сцепления происходит молниеносно.
2) Б/у летние шины, как правило, старше двух-трех лет, что самом по себе ни может не повлиять на изменение физико-химических свойств состава протектора шины. В чем это выражается?
Потеря пластичности сегментов протектора сильно снижает сцепление летних шин даже на сухом асфальте. Протектор не может эффективно сопротивляться порезам, ударам об твердые острые предметы и т.д., так как его демпфирующие свойства сильно снижены, на боковине появляется, так называемая, сетка старения, из-за которой многократно ускоряются окислительные процессы в боковине, что крайне негативно влияет на выносливость шины при повышенных температурах на высоких скоростях движения.
3) На б/у шины вам никто не даст гарантии, потому что совершено не известно, как и где они эксплуатировались бывшем владельцем. Здесь вас подстерегают много подводных камней:
шина могла эксплуатироваться с постоянно заниженным давлением, ведь и у нас многие любят сделать машину по- мягче именно за счет этого показателя, забывая, что он напрямую влияет на срок службы и надежность.
Никто не знает - сколько покрышка перенесла ударов о края ям, бордюры и др. предметы, встречающиеся на проезжей части, а ведь очень многие точечные нагрузки могут проявиться спустя несколько тысяч километров и хорошо, если новый владелец вовремя заметит невесть откуда взявшуюся шишку, удивляясь, что ни разу сам не бил колесо.
Вот пример: вы едите по трассе на хорошей скорости, попадаете в выбоину, в этот момент колесо испытывает колоссальную точечную нагрузку, вы останавливаетесь и облегченно вздыхаете – все обошлось, но на самом деле все может быть совсем иначе. Подпротекторный слой металлокорда, сохранил остаточную деформацию, незаметную для глаз, внутри и его нити слегка от удара выгнуты внутрь шины. При каждом обороте колеса работают на излом – принцип отламывания проволоки. Вначале лопается одна нить корда, потом другая…третья, процесс необратим, происходит расслоение внутри, местный нагрев и катастрофический выход из строя шины – выстрел, мгновенная потеря давления, с непредсказуемыми последствиями для автомобиля и его пассажиров. Если повезет, то металлокорд просто нарушит герметичность шины и она медленно спустит, предупредив катастрофу. Знаете ли вы что такую же остаточную деформацию можно получить, если остановиться, упершись колесом в острый угол бордюра, после хорошей пробежки, когда шины хорошо прогреты – именно медленное остывание в таком положении может предрешить судьбу покрышки.
4) На б/у летних шинах шинах вы можете заметить небольшие порезы, точечные повреждения, следы мелкого ремонта, но вы совершенно не можете знать причины их появления, что вновь-таки напоминает покупку кота в мешке. На мелкий ремонт у вас тоже не будет никаких гарантий, а под маленькой латкой может скрываться значительное повреждение. На хорошем сервисе вам с удовольствием расскажут, как часто приходится переделывать чужую работу неквалифицированных шиномонтажников.
5) Кто-то скажет: ведь на рынке можно приобрести и комплект абсолютно новых недорогих летних шин именитого производителя – да, факт, но что это? Как правило - это запаски, собранные на разборках с авто перед их утилизацией, возраст этих шин чаще всего более 5 лет со всеми вытекающими последствиями. От таких вариантов нужно бежать сразу. Единственное оправдание такой покупки – это приобретение шины не старше 5 лет тоже на запаску, но не более того!
6) Б/у летняя покрышка имеет крайне низкий остаточный ресурс, что сводит на нет целесообразность в сомнительной экономии. Помните, что шины не та деталь автомобиля, где можно безбоязненно экономить на новом изделии!
Вы можете возразить: я уже не первый раз покупаю б/у летние шины и ничего страшного не произошло.
Да, но везет так далеко не всем. Шины, которые были в эксплуатации несколько лет назад, уже постарели и потеряли часть своих физико-химических свойств, что негативно сказывается сцеплении шин, особенно на мокрой дороге. Это хорошо заметно по увеличению тормозного пути старых шин. Он изначально больше на 4-8 метров со 100 км/ч относительно новых шин той же модели.
Если вы установите новые шины, то эту разницу в тормозном пути почувствуете мгновенно. А ведь 4-8 метра это остановка перед пешеходным переходом, а не за ним, это 1-2 корпуса автомобиля или собранная гармошка из 3-5 авто с колоссальной стоимостью ремонта, который не покроет ни одна страховка. Это испорченные навсегда нервы, а то и жизнь. А еще здоровье себя и чужих людей…
Кстати, надеюсь, что ремнем безопасности никто из читателей не пренебрегает.
Не думаю, что кому-то удавалось много проехать на б/у летних шинах. Нет, конечно, если вы проезжаете 5 тыс. в год, выезжаете только летом и только в сухую солнечную погоду со скоростью не более 60 км/ч и вот-вот будете продавать автомобиль, то, наверно, б/у вариант рассмотрел бы даже я.
Перегибаю? Отчасти так.
Я сам готов купить подходящий мне размер шин у друга, если знаю его стиль езды, основной маршрут его передвижения, т.е. с какой-то родословной. Летние шины должны быть не старше 2-х лет и с высотой протектора 6+ мм, т.е. почти новые. Однозначно, не стоковый вариант с нового автомобиля, за исключением некоторых конкретных моделей с конкретных моделей автомобилей, о которых простой, обычный покупатель вряд ли знает.
Но уж если вы решились на б/у, то обязательно смотрите на:
год выпуска – старше двух лет не берите.
На фото 34 неделя 2000 года - и на этих шинах еще ездят...
Менее 6 мм протектор – отказать.
А с виду еще ничего...ведь, но это уже опасно
Есть латка (ремонт шины) – отказать
Неравномерный износ – не брать
Порезы на боковине и протекторе – отказ от покупки (особенно, если через повреждение виден корд)
Протектор не гладкий, а весь иссечен – не берем, шина ездила по пересеченной местности и бездорожью.
Монтируем на диск.
Есть осевые или радиальные видимые биения – сразу отказ от покупки.
На боковине видна сетка из трещинок – это озонное старение, шина много времени провела на солнце, лучше отказаться от покупки. Скорей всего резина уже «пересохла»
Обнаружена маленькая шишка – отказ
Вот пример. Когда-то тут была просто шишка, но от старости верхний слой боковины лопнул, обнажив каркас.
Эта шина выстрелит при первой же скоростной пробежке в жару... или умрет тихо в гараже, спасая жизни других...
Ничего не выявлено, отлично. Оплачиваем продавцу шины. Помним, гарантий нет никаких! Поэтому!!!! Внимание!!! Пару недель ездим без экстрима, желательно не выше 100 км/ч, а то и значительно ниже.
После этого желательно заехать на шиномонтаж и осмотреть снятые шины прямо на дисках + провести повторную балансировку. Если дисбаланс за эти две недели не проявится или будет минимальным (5-10 грамм), значит, скорей всего, можно вздохнуть спокойно и ездить дальше.
Друзья, главное!!! Не торопитесь покупать б/у шины где попало. Уж лучше поискать их в теме «продам» в разных автоклубах. Там часто продавец имеет имя, контактный телефон, дорожит своей репутацией, поэтому не будет «парить» своим же соклубникам шины с заведомо скрытыми дефектами. Да, гарантии тоже не будет, но шансов купить б/у нормальный вариант, продаваемый по причине перехода на больший/меньший диаметр, гораздо больше.
И еще. Обязательно ищите и рассматривайте новые варианты. Часто бывает, что удачная закупка большой партии шин в конце сезона позволяет продавцу продавать новые шины по реально низкой цене.
Например, у нас в 2011 году (да и на 2012 г. хватит) есть предложение в размере 195/65R15 Kumho KH25 по цене менее 500 грн!
В 2012 г. должны добавиться и другие недорогие предложения по летним шинам, например 205/55R16 до 600 грн.
Я сам, для эксперимента установил Kumho KH25 на свой автомобиль. В целом - доволен показателями.
Вот случайное видео торможения авто со скорости 100 км/ч.
Уверен, вышеизложенное заставит большинство водителей уделить большее внимание при выборе комплекта летних автошин, а так же предостережет от рассмотрения сомнительных дешевых предложений неновых вариантов!
С уважением, Master_Tyre